Гидрофобизация бетонных конструкций, мифы и реальность.

  

 
      Негативное воздействие воды (водяной пар, вода, лед) вредно сказывается на сохранности бетона на всем протяжении его службы. Исключить или хотя бы значительно минимизировать его можно только уменьшением поступления воды в толщу бетона. Т.к. главными транспортными артериями поступления воды в бетон являются капиллярные ходы, бороться с водонасыщением бетона очень сложно. Капиллярные силы настолько сильны, что различные наружные защитные обмазки или изоляции мало эффективны – рано или поздно вода находит себе путь.
     Против капиллярных сил невозможно бороться, но оказывается их можно просто “выключить”. Для этого достаточно изначально гидрофильным внутренним стенкам пор и капилляров, пронизывающих все бетонное изделие, придать гидрофобные свойства. Это с успехом делают гидрофобизаторы,

 


( капля на гидрофобизированном бетоне )

      Мы решили смоделировать ситуацию «выключения» капиллярных сил в лабораторных условиях. Для этого взяли две поликапиллярные трубки (используемые в хроматографии) с размером капилляр 20 мкм, одну из них обработали гидрофобизатором, а затем поднесли обе трубки к каплям воды (для наглядности воду окрасили чернилами). На фото хорошо видно как быстро поднялась жидкость по капиллярам в необработанной трубке, в то время как в гидрофобизированные капиллары вода не пошла,

 

(правая поликапиллярная трубка обработана гидрофобизатором, левая - нет)

Еще один эксперимент наглядно показывающий «работу» гидрофобизатора в капиллярах: стеклянная призма с двумя капиллярами, один из которых обработан. Теперь уже сверху ставим каплю подкрашенной воды, негидрофобизированный капилляр наполняется моментально, а в гидрофобизированный - вода не просачивается, (фото…).


(левый капилляр гидрофобизирован, правый – нет)

Но среди проектировщиков и строителей бытует мнение, что тяжелые бетоны не нуждаются в дополнительной защите от воды. Действительно, в силу высокой плотности размеры капилляров в камне такого бетона не превышают 10 микрон, в отличие от легких бетонов, где размеры могут достигать 40мкм.
 Мы провели испытания на водопоглощение под давлением (тест Карстена) образца тяжелого бетона обработанного гидрофобизатором в сравнении с необработанным. Такая методика позволяет моделировать ситуацию, когда на поверхность обрушивается ливень с ураганным ветром (до 110 км/ч,  
(правый образец бетона обработан гидрофобизатором, левый – не обработан)

На фото видно, что за два часа необработанный образец впитал 0,1мл воды, обработанный же не впитал ничего. Если привязаться к понятным величинам, то такое малое водопоглощение равносильно половине стакана воды на квадратный метр поверхности. Вывод напрашивается сам - даже тяжелые бетоны подвержены капиллярному подсосу, а значит - нуждаются в защите от влаги.
Обычные же бетоны в аналогичных условиях за пол - часа способны впитать до двух литров воды на кВ.м. 


(Слева бетонный кубик обработан гидрофобизатором, справа – без обработки)

 Второй весьма распространенный миф - о дороговизне кремнийорганических гидрофобизаторов. Гидрофобизаторы действительно являются дорогими продуктами, т.к. это продукты тонкого органического синтеза и стоимость одного килограмма может составлять десятки тысяч рублей. Но особенность этих продуктов состоит в том, что кремнийорганика осаждается и поликонденсируется на стенках пор и капилляров в виде тончайшей пленки размером в несколько молекул,


Это значит, что расход основного вещества в растворе составляет всего 1 – 1.5 гр на кВ.м, при обычном расходе жидкости в 200 гр на кВ.м.; т.е. 199гр. – это носитель, обеспечивающий доступ кремнийорганики в толщу бетона. Следовательно, и цена за 1 гр. будет невысокой, от 3 до 30 руб. на кВ.м. бетонной конструкции.
Это все теория, а что в жизни?
В Европе – гидрофобная обработка бетонных конструкций регламентирована стандартом EN 1504 (Часть 2) и входит в заводской производственный цикл.
В Советском Союзе тоже существовал нормативный документ, утвержденный Минавтодором РСФСР «РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ЭЛЕМЕНТОВ МОСТОВОГО ПОЛОТНА АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ», где гидрофобизаторы рекомендовались для улучшения гидроизоляционных свойств бетона защитного слоя.
В настоящее время можно говорить об экономической составляющей, т.е. применение гидрофобизаторов оправдано той значительной экономией средств, которую дает увеличение межремонтных сроков объектов.





Ваша корзина

Корзина пуста